Квадра Гамма.
БПМ-III и квадра γ
Переживания, определяемые перинатальной матрицей III связаны со второй клинической стадией родов. "Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко раскрыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для плода это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с серьезным удушьем. Но система уже не закрыта, и возникают перспективы прекращения невыносимой ситуации...БПМ-III укладывается в четыре определенных аспекта переживания, а именно: титаническое, садомазохистическое, сексуальное и скатологическое". Как будет показано ниже, эти 4 типа переживаний связаны с типами информационного метаболизма квадры γ
Рассмотрим, по С.Грофу, эти аспекты. "Основная тема, лежащая в основе БПМ-III - это столкновение со смертью. Но оно принимает форму, отличную от БПМ-II. Наиболее важной характеристикой этого паттерна является атмосфера титанической борьба, часто достигающей катастрофических размеров. Индивидуум переживает результат огромной конденсации энергии и ее взрывного освобождения и описывает ощущение мощных потоков энергии, струящейся в его теле. Видения, сопровождающие эти переживания, представляют собой сцены природных сил, таких, как извержения вулканов, опустошающие землетрясения, свирепые ураганы, циклоны и торнадо, электрические бури, гигантские кометы и метеоры, возникновение новых звезд и другие космические катаклизмы. Столь же часты представления подобных же событий, связанных с человеческой деятельностью: взрывы ядерных бомб,.. другие аспекты военных разрушений". Напряжения и страдания достигают предела и сменяются буйным экстатическим восторгом, который Гроф называет "вулканическим экстазом"
"По контрасту с безмятежным "океаническим экстазом", типичным для первой перинатальной матрицы, вулканический тип экстаза включает в себя огромное взрывчатое напряжение со многими агрессивными и разрушительными элементами. Субъекты в своих переживаниях обычно переходят от тревоги и страдания жертвы к способности отождествиться с яростью элементарных сил и радоваться разрушительным энергиям. В состоянии "вулканического экстаза" различные полярные ощущения и эмоции сплавляются в единый недифференцированный комплекс, который, очевидно, содержит в себе крайности всех возможных сфер человеческого переживания. Боль и интенсивное страдание невозможно отличить от мучительного удовольствия, обжигающий жар от леденящего холода, жестокую агрессию, чувство страстной любви, жизненную тревогу от религиозного восторга и агонию смерти от экстаза рождения". Таково содержание титанического элемента переживаний
Рассмотрим теперь садомазохистический элемент. "Садомазохистический элемент - бросающаяся в глаза постоянная черта переживания, связанного с третьей перинатальной матрицей. Последовательность сцен, сопровождавшихся огромными разрядами разрушающих и саморазрушающих импульсов и энергий, может быть такой интенсивной, что субъекты называют их "садомазохистическими оргиями". Они включают в себя пытки всех видов, зверские убийства и массовые экзекуции, жестокие сражения и революции. Индивидуум имеют тенденцию отождествлять себя с безжалостными диктаторами, тиранами и жестокими военными вождями, ответственными за смерть тысяч и миллионов людей, с такими, как император Нерон, Чингиз-хан, Франциск Писарро, Фернандо Кортес, Гитлер или Сталин... Они с готовностью принимают все роли, задействованные в сложных садомазохистических сценах, таких как сожжение еретиков.. или холодное и умышленное зверство нацистов.
Если титанический или садомазохистический элемент переживается в смягченной форме, это ведет к видениям и переживаниям рискованных приключений". Диапазон переживаний простирается от охоты на животных до космических, акробатических полетов, гонок и т.д. Для дальнейшего анализа отметим, что здесь С.Гроф объединяет титанический и садомазохистический элемент в пару переходящих друг в друга переживаний.
Рассмотрим теперь сексуальный элемент переживаний БПМ-III. "Другим важным элементом... является чрезмерное сексуальное возбуждение... Иногда индивидуумы проводят часы в захватывающем сексуальном экстазе, выражая свои чувства в оргаистических движениях... становятся свидетелями и принимают участие в примитивных ритуалах, с чувственными ритмическими танцами и сильным сексуальным оттенком. Особенно общим элементом, встречающимся в таких сеансах, является атмосфера красочного, динамического и чувственного карнавала с характерным смешением возбуждающих, радостных элементов и причудливых, гротескных и жутких".
Четвертым элементом переживаний БПМ-III С.Гроф называет скатологическим. "Скатологический аспект БПМ-III, очевидно, принадлежит к последней стадии борьбы и смерти и часто непосредственно предваряет переживания рождения или возрождения, второго рождения. Его наиболее существенными характеристиками является непосредственный контакт с различными видами биологического материала, идентифицируемыми как слизь, пот, продукты разложения, менструальная кровь, моча и кал. Помимо визуальных и тактильных элементов такие переживания включают также довольно реалистические обонятельные и вкусовые ощущения. У субъектов могут быть довольно аутеничные чувства поедания кала, питья мочи или питья крови или сосания разлагающихся ран". Далее С.Гроф делает замечание, которое будет использовано при анализе четвертого элемента переживаний БПМ-III: "Вначале индивидуум имеет сильную негативную реакцию в отношении вовлеченного биологического материала, он находит это отвратительным и отталкивающим. Однако не исключено, что это отношение позднее изменяется в пассивное принятие или даже в странное примитивное удовольствие". Эти переживания могут возникать иногда и в виде гниющих, разлагающихся отбросов, останков животных и т.п.
Рассмотрим теперь 4 типа квадры γ в сравнении с вышеописанными элементами переживаний. При сравнительном анализе необходимо, как и при рассмотрении БПМ-I, II, учитывать тот факт, что описанные выше аспекты переживаний в норме являются бессознательными. Но это не просто вытеснение подсознательных импульсов, а редукция, фильтрация материала сверхсознания, образующего "фон" для ЭГО и находящегося с ним в скомпенсированном состоянии. Отсюда, если рассматривать титанический аспект переживаний БПМ-III как отражение бессознательной психологической функции и включающий в себя описанные выше борьбу, напряжение и др., то аналог этой функции в ЭГО будет функция сопротивления, активного противодействия разрушающему напряжению, импульсам, сопровождающаяся и эмоциональными переживаниями. Эта функция ЭГО может быть интерпретирована как сила воли F с эмоциональным компонентом, или FR. Это, в свою очередь, ни что иное, как блок ЭГО сенсорно-этического экстраверта (СЭЭ). При этом переживание "вулканического экстаза" в точности соответствует этому цельному блоку ЭГО, в отличие от противоположного по функциям блоку ЭГО сенсорно-этического интроверта (СЭИ) из квадры a, который характеризуется переживаниями "океанического экстаза".
Садомазохистический элемент, рассматриваемый при фильтрации и ограничении на сознательном уровне представлен дистимией. Влечение к смерти, заболеваниям, несчастным случаям на уровне блока ЭГО представлены боязнью смерти, болезней, скепсисом к новым начинаниям и т.п. Это ни что иное, как характерные черты мировоззрения и поведения интуитивно-логического интроверта (ИЛИ, TP). Этот тип характеризуется тем, что часто видит вещи и явления в мрачном свете, т.к. ввиду развитой интуиции времени T и динамической логики P может предвидеть развитие событий в окружающей жизни и их негативные последствия.
Тот факт, что титанический и садомазохистический элементы иногда переживаются в паре, лишний раз подтверждает данную интерпретацию соответствия функций. Дело в том, что, согласно соционике, сенсорно-этический экстраверт и интуитивно-логический интроверт образуют диаду с дополняющими компонентами. Очевидно, это связано с особенностями прохождения второй клинической фазы родов и цикличностью движений ребенка в родовом канале.
Элементы сексуального аспекта переживаний на уровне блока ЭГО представлены стремлением к высокой морали, чистоте отношений между людьми, внутреннего благородства. Это ни что иное как сознательная установка этико-сенсорного интроверта (ЭСИ, RF). Бессознательная сексуальная установка представлена в ЭГО функцией R - или эмоциями притяжения - отталкивания людей в сочетании со второй функцией - силой воли, чувственной сенсорикой F. В связи с этим можно отметить, что большинство произведений Т.Драйзера (RF) посвящены отношениям между людьми и написаны с высокоморальной точки зрения. В то же время многие критики отмечали преувеличенную роль сексуального элемента в этих книгах.
Переживания скатологического типа как материал бессознательного сменяются в ЭГО установкой на неприятие чего-либо грязного или вредного для здоровья. Особенно часто перенос акцента происходит на алкоголь, табак и др. Это типичная и легко узнаваемая установка логико-интуитивного экстраверта (ЛИЭ, PT). Скатологическое переживание и соответствующий ему тип информационного метаболизма ЛИЭ связаны с заключительной частью второй стадии клинических родов, когда ребенок беспрепятственно движется, скользит по родовому каналу, не испытывая никаких особо травмирующих механических аспектов. Отсюда происхождение динамической логики P и чувства, интуиции времени T. Отсюда и оптимистическая установка сверхсознания, сближающая его с квазитождественным типом квадры α - интуитивно-логическим экстравертом (ИЛЭ, IL). Однако соприкасание с биологическим материалом формирует скатологический аспект установки сверхсознания. В некоторых случаях это может привести к сильному влиянию перинатального скатологического переживания на образ мыслей субъекта. Так, параноидальная уверенность Т.Д.Лысенко (ЛИЭ) в возможности самозарождения жизни, трансформации одного биологического вида в другой (зарождение одного вида в недрах другого) могут быть объяснены слиянием особо сильной фиксации скатологического переживания, которое может восприниматься как появление живого (ребенка) из неживого (биологический материал) или ребенка (один вид живого) из родового канала матери (другой вид). Иногда в переживаниях БПМ-III отмечается смесь сексуальных и скатологических переживаний, что соответствует диаде ЭСИ - ЛИЭ.
Таким образом, четырем элементам бессознательных переживаний БПМ-III соответствуют четыре типа информационного метаболизма квадры γ. Добавим также, что сексуальное поведение в квадре γ включает в себя элементы акробатики, особенно для диады СЭЭ-ИЛИ, что весьма характерно для переживаний БПМ-III - гимнастика, спорт, акробатизм и др. в сочетании с эротикой.
Рассмотрим еще один характерный аспект. Как уже отмечалось выше, социальная роль квадры γ заключается в критике существующего положения вещей во всех сферах человеческой деятельности, в т.ч. того, что сделано квадрой β. Это сопровождается стремлением к вскрытию недостатков, т. е. к очищению от ошибок, догматических устарелых взглядов, представлений и т.д., с возвратом к революционному духу квадры α. Это не что иное, как проявление одного из элементов матрицы квадры γ, а именно - стремления к самосовершенствованию, и сравнимо с тем, что пишет С.Гроф: "Одно из важных переживаний, связанных с третьей перинатальной матрицей... это встреча с поглощающим огнем, который воспринимается как наделенный очищающим качеством. Индивидуум, который в предшествующих переживаниях открыл все безобразные, отвратительные, деградирующие и вселяющие ужас аспекты своей личности, видит, как его бросают в огонь или он сам добровольно вступает в него и проходит сквозь него. Огонь, как оказывается, разрушает все нечистое и испорченное в индивидууме и готовит его к обновляющему и облагораживающему переживанию возрождения". Таким образом, базисное переживание очищения представлено в матрице мировоззрения квадры "гамма" в виде всеочищающей критики и самокритики. Только пройдя через это очищение, индивид, коллектив, общество обновятся и станут лучше. Этот мотив "сверхсознания", "духа квадры" может быть прослежен у каждого типа, принадлежащего к квадре γ:
- сенсорно-этический экстраверт, СЭЭ, критически переосмысливает и пытается исправить субъективные ошибки других. При этом у него часто звучит мотив самосовершенствования;
- его дуал, интуитивно-логический интроверт, ИЛИ, скептически относится к реалиям мира;
- этико-сенсорный интроверт, ЭСИ, - критик нравов, ревнитель морали;
- логико-интуитивный экстраверт, ЛИЭ, - критик вредных привычек, загрязнения внешней среды и т.д.
В целом эта критическая направленность квадры γ представлена символически в сверхсознании очищающим огнем, устремлена на освобождение от таких прежних переживаний, как те, что были порождены первой клинической стадией родов, второй перинатальной матрицей, т.е. на биологическом уровне это переживание параллельно стадии освобождения плода после раскрытия шейки матки. При этом происходит диалектическое отрицание "состояния пытки" в закрытой маточной системе, стремление к освобождению от этого состояния, что на духовном уровне представлено критическим аспектом квадры γ.
Необходимо отметить следующую деталь. Одним их переживаний, относящихся к БПМ-II, рассмотренной ранее, является отождествление с миром роботов, автоматов, сюда же относится и страх перед сокрушающей силой. Компенсация этого переживания в блоке ЭГО представлена типом логико-сенсорного интроверта, ЛСИ, который стремится к созданию иерархической организации, иногда превращающейся в диктатуру, подавляющую индивидов, стремясь превратить их в неразличимые фигуры марионеток.
Таким образом, из проведенного анализа можно заключить, что матрица мироощущения и действия квадры γ и дифференциация по типам внутри квадры вполне соответствует элементам переживаний БПМ-III. В реальной истории клинических родов индивидуума фиксация наиболее сильно воздействовавшего элемента переживаний и обуславливает закладку наиболее общего базиса типа информационного метаболизма, на который наслаиваются и другие события индивидуальной истории развития, возможно, фиксирующие окончательно один из 4-х типов внутри матрицы (квадры). Т.е., если уровень Ранка обуславливает, в основном, дифференциацию матрицы или квадры и создает предрасположение к типу внутри квадры, то находящийся над ним психодинамический уровень Фрейда обуславливает, по-видимому, в сочетании с наследственной программой, окончательную дифференциацию типа и его индивидуальные вариации.
Митрохина А.Л. Матрицы Грофа и квадральные ценности.